подарки, заказ подарка, эксклюзив, авторская работа, лаковая миниатюра, портсигар, пасхальное яйцо, шкатулка

подарки на заказ из Федоскино

Галерея

Заказ

English

История

Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. С модой нюхать табак появляется мода на различного рода табакерки. В конце XVIII начале XIX века в Московской и Санкт-Петербургской губерниях появляется до десятка мастерских по изготовлению лакированных табакерок из папье-маше. Ведущим лакировальным предприятием в России в конце XVIII века становится «коробовско-лукутинское» производство. В 1795 году в подмосковном имении «Данилково» П.И.Коробовым было основано первое небольшое предприятие по производству лаковых изделий. Путешествуя по Европе, П.И.Коробов заинтересовался расписными изделиями лакировальной фабрики И.Г.Штобвассера в Германии. Коробову удалось приобрести у Штобвассера необходимый инвентарь: лаки, краски и пригласить нескольких мастеров этой фабрики в Россию. Наряду с лакированными козырьками к каскам для русской армии здесь изготавливались круглые «коробовские» табакерки. Первые табакерки не расписывались, на них наклеивались гравюры, покрытые лаком. В 1916 году П.И.Коробов передаёт фабрику своему зятю П.В.Лукутину. Начинается новый период развития промысла. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи XVIII-XIX веков, с другой - художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию. В лаковой миниатюре нашли отражение черты станковой живописи, народного лубка и иконописи. На Федоскинском промысле сохранились традиции миниатюрного портрета и пейзажа. Сегодня, чаще всего, создаются композиции на современные бытовые сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

Технология

Основой для изготовления изделий из папье-маше (от французского слова «битая бумага») служит картон. Листы картона с помощью гильотинных ножниц режутся на полоски определённой толщины и ширины. Затем, промазанные крахмальным клейстером ленты, навиваются на деревянные болванки в несколько слоёв. Получившиеся катушки помещаются в двусторонний пресс с давлением двадцать тонн для склеивания. Склеенные катушки снимают с болванок и проваривают в льняном масле. После пропитки картон просушивают двенадцать суток в специальных сушильных шкафах. После сушки папье-маше приобретает тёмно-коричневый цвет и прочность дерева. Папье-маше раскраивают на заготовки для будущих коробочек, собирают, дорабатывают детали, придавая им законченный вид. Готовые изделия зачищают, шлифуют и грунтуют. На эти операции уходит несколько часов. Загрунтованные изделия шлифуются, а затем шпаклюются. После последней зачистки, изделия покрывают двумя слоями чёрного лака снаружи и тремя слоями киновари (красного лака) внутри. Далее, прочищенная крышка коробки поступает к художнику. Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.





Rambler's Top100 KMindex